Метод обучения – это способ взаимосвязанной
деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных
задач учебного процесса.
Методика обучения – система научно обоснованных
методов, правил и приемов обучения предмету.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Имеется
несколько классификаций методов обучения, среди педагогов распространена
традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы
словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит
способ предъявления учебной информации обучаемым. Но данная классификация не
позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными.
Если же в основу классификации положить, например, степень
самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой
набор: репродуктивный, частично – поисковый,
1. ж – л «Начальная
школа» №2, 2002г. с. 3
|
Такая классификация,
как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую
связанных между собой, помогает оценить степень их активности.
Систематическое использование различных
дидактических средств:
·
Тестовые
задания.
·
Дидактические
карточки.
·
Проблемные
вопросы.
·
Терминологические
кроссворды и др.
В
связи с обязательным введением ЕГЭ в старших классах более распространены
тестовые задания.
Разработка
и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.
а) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить на любом
этапе урока педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ
и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом).
б) «Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения
темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий…)
в) «Экспертная комиссия» (группа учащихся – помощников
преподавателя выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в
случае спорных моментов).
г) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание
вопроса с товарищем, формулировка единого ответа)
д) «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения
о способе выполнения чего – либо: «Я бы, пожалуй, сделал так…»)
е) Метод недописанного тезиса или высказанного (письменно
или устно: «самым трудным для меня было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…»
ё) Художественное изображение (Символьный знак, пиктограмма, схема, рисунок)
Использование
всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних
движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой
определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности
определяет ее направленность. У учащихся
может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии,
приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена
образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной
деятельности или устранить возникшие проблемы, т.е. стать более успешным.
Выделяют четыре группы методов мотивации и стимулирования
деятельности учащихся:
I.
Эмоциональное:
поощрение, учебнопознавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее
оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой.
II.
Познавательные:
опора на жизненной опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к
поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
III.
Волевые:
информирование об обязательных результатах, формирование ответственного
отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей
деятельности, формирование рефлексивность, прогнозирование будущей
деятельности.
IV.
Социальные:
развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие
эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность
результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Формирование
познавательных интересов в обучении.
Познавательный
интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника,
развивается и формируется, прежде всего в учении. Формирование познавательных
интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с
одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту
возможность, а с другой путем определенной организации познавательной
деятельности учащихся.
Первое,
что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые
знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного
материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим
звеном формирования интереса и учению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий