Повышение удельного веса интерактивных методов обучения

  Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
            Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету.
            Имеется несколько классификаций методов обучения. Имеется несколько классификаций методов обучения, среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными.
            Если же в основу классификации положить, например, степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой набор: репродуктивный, частично – поисковый,
           
1. ж – л «Начальная школа» №2, 2002г. с. 3
Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.


 Систематическое использование различных дидактических средств:

·         Тестовые задания.
·         Дидактические карточки.
·         Проблемные вопросы.
·         Терминологические кроссворды и др.

В связи с обязательным введением ЕГЭ в старших классах более распространены тестовые задания.

Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.

            а) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить на любом этапе урока педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом).
            б) «Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий…)
            в) «Экспертная комиссия» (группа учащихся – помощников преподавателя выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
            г) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа)
            д) «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего – либо: «Я бы, пожалуй, сделал так…»)
            е) Метод недописанного тезиса или высказанного (письменно или устно: «самым трудным для меня было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…»
            ё) Художественное изображение (Символьный знак,  пиктограмма, схема, рисунок)

Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

            Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность. У учащихся  может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, т.е. стать более успешным.
            Выделяют четыре группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I.                   Эмоциональное: поощрение, учебнопознавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой.
II.                Познавательные: опора на жизненной опыт, учет познавательных интересов,  создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
III.             Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивность, прогнозирование будущей деятельности.
IV.             Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Формирование познавательных интересов в обучении.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим звеном формирования интереса и учению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий